Детский церебральный паралич (ДЦП)

Проблемы коррекции детей с дцп, имеющих патохарактерологические и невротические проявления Влияние различных патохарактерологических психопатических или психопатоподобных и невротических неврозоподобных проявлений, довольно часть встречающихся у детей примерно у трети детей , имеющих выраженные двигательные расстройства на процесс обучения чрезвычайно велико Указанные расстройства, существенно затрудняют как процесс! Причин нами этих расстройств являются, с одной стороны, патологические изменения со стороны центральной нервной системы и организм в целом, связанные с остаточным заболеванием, и дефекты процесса воспитания, допущенные по вине взрослых родителей; педагогов и др. Медицинская коррекция, включает в себя три аспекта: Психолого-педагогическая коррекция проводится педагогом на основании конкретных рекомендаций психолога и в тесном контакте с ним. Основными направлениями данной коррекции являются: Редкая декомпенсация психопатических Проявлений и невротических расстройств чаще всего наступает при попадании таких детей из среды себе равных в общество физически здоровых сверстников. Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее шкалы ценностей, задачей: Для повышения эффективности проводимых мероприятий по медико-психолого-педагогической коррекции необходимо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в отношении их детей.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

У больных ДЦП он тесно связан с особенностями двигательного дефекта, нередко сопровождается выраженными гипертензионными, вегето-сосудистыми и вестибулярными нарушениями, и, кроме того, в зависимости от формы заболевания, имеет ту или иную специфику течения. К таким неблагоприятным факторам относятся: У ребенка-инвалида с ДЦП, в связи с переживанием чувства неполноценности, возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: Отмечается недостаточная способность к длительным физическим и интеллектуальным нагрузкам.

Пограничные расстройства, нуждающиеся в психокоррекции: неврастения;. - тревожный и фобический синдромы; навыка сосредоточения у детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания. и детей с поражением центральной нервной системы (последствия инсультов, ЧМТ, ДЦП и т.п.).

Определение, этиология, основные формы Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной, скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. В зарубежной психолого-педагогической литературе применяется термин"ограниченные физические возможности" , которым объединяют детей с указанными ортопедическими недостатками и детей с хроническими соматическими заболеваниями, нуждающихся в длительном пребывании в лечебных учреждениях.

Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата психологическим изучением прежде всего и в наибольшей мере были охвачены дети с церебральным параличом. Термин"детский церебральный паралич" ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями.

Таким образом, термином"детский церебральный паралич" объединяются синдромы двигательных расстройств, возникающие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза. Детский церебральный паралич является резидуальным состоянием, то есть не имеет прогрессирующего течения. Однако по мере развития ребенка различные проявления недостаточности двигательных, речевых и других психических функций могут видоизменяться, что связано с возрастной динамикой морфо-функцио-нальных взаимоотношений патологически развивающегося мозга.

Кроме того, более выраженные проявления декомпенсации могут определяться нарастающим несоответствием между возможностями поврежденной центральной нервной системы и требованиями, предъявляемыми окружающей средой по мере роста ребенка. Явления декомпенсации также могут усиливаться при осложнении двигательных расстройств различными патологическими неврологическими и психопатологическими синдромами. Среди нихнаибольшее значение имеют: В основе детского церебрального паралича лежит внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга ребенка под влиянием различных неблагоприятных факторов, действовавших во время внутриутробного периода развития и или в момент родов.

К таким факторам риска относятся в первую очередь асфиксия в родах и родовая травма.

Можно ли принимать роды, не зная, почему и за счёт каких процессов в организме беременной и плода они происходят? В 20 веке до х годов за границей и до начала х годов в нашей стране акушеры использовали практический опыт, накопленный веками при приёме родов. В наше время эти и другие положения были полностью изменены.

М.Ю.Шевченко, Ю.С.Шевченко. Психологическая коррекция синдрома К.К. Яхин, Н.В.Устинова. Психическое здоровье родителей детей больных ДЦП .. А.Г.Головина. Фобические расстройства у подростков, страдающих.

Перейти к основному содержанию Детский церебральный паралич — группа неинфекционных заболеваний головного мозга, проявляющихся в раннем детском возрасте и не имеющих склонности к прогрессированию. Двигательные, координационные и интеллектуальные расстройства, развивающиеся при этом заболевании, вызваны поражениями головного мозга ребенка, развившимися в перинатальном периоде, или аномалиями его строения. Наследственная передача патологии не доказана. В основе детских церебральных параличей — патологические изменения в коре, подкорке, белом веществе или стволе головного мозга.

Зачастую они возникают из-за того, что в силу разных причин нейроны плода воспринимаются организмом матери как чужеродные вещества, против которых нужно выработать антитела. Материнские антитела попадают через плаценту к плоду, вызывая разрушение каких-то структур его головного мозга. Процесс продолжается и после рождения ребенка.

Направления коррекционной работы с невротическими отклонениями при ДЦП

Принципы коррекции детей с дцп. При обследовании детей школьного возраста рекомендуется использование и психометрических методов, например методика Равена и Векслера. Опыт работы показывает целесообразность использования этих методов для детей с преимущественным поражением нижних конечностей с относительно сохранным развитием речи, как лексической, так и фонематической ее сторон Принципы:

Изучение психологических трудностей и особенностей детей с ДЦП воздействия повышает эффективность психокоррекционной работы, . Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с ДЦП.

Образование группы как целого. Дети с гиперкинезами не больше трех человек 2. Формирование эмоциональной поддержки у членов группы Сюжетно-ролевые игры. Каждому музыкальному произведению и темпу его исполнения соответствуют определенные субъективные переживания и ассоциации. Сеанс длится 25—30 минут. Задача первого этапа считается выполненной, если ребенок проявляет интерес к занятию и расслабляется. Больному предлагается запомнить формулы и использовать их перед засыпанием.

Синдром двигательных нарушений и дцп

Нарушения внимания — см. Внимания нарушения Нарушения восприятия времени — см. Восприятия времени нарушения Нарушения восприятия пространства — см. Восприятия пространства нарушения Нарушения памяти — см. Памяти расстройства Нарушения речи — см. Речи расстройства Нарушения сознания — см.

синдром, истерический синдром, синдром невротической депрессии, ипохондрический синдром. Клиника Фобические Клиника и диагностика ДЦП.

Недостаток зрительной, слуховой и вестибулярной афферентации приводит к нарушению контроля за движениями. Оценка состояния больного должна обязательно включать суммарную выраженность функциональных расстройств: При спастических формах ДЦП выделяют несколько типов синдромов нарушения движения, приводящих к формированию деформаций в суставах и позвоночнике, что важно учитывать при проведении реабилитационных и корректирующих видов лечения: При развитии эквинуса формируется ходьба на носках, коленный сустав находится в состоянии сгибания.

Трицепс-синдром формируется при участии шейного симметричного тонического рефлекса. Наиболее часто он встречается при повышении тонуса в . Повышен тонус в икроножной и камбаловидной мышцах, возможно участие подошвенных мышц. Подошвенное сгибание стопы происходит при участии . Этот, второй по частоте при ДЦП клинический синдром обусловлен спастической контрактурой приводящих мышц бедра .

Как правило, аддукторный синдром сопровождается дисплазией тазобедренных суставов, иногда с подвывихом или вывихом головки бедренной кости, а также положительным симптомом Тренделенбурга.

Симптомы и последствия ДЦП у новорожденных ДЦП

Причин пагубного воздействия на жизненно важный орган множество. Делятся они на три группы: Ранняя стадия — возраст до 5 месяцев.

Трудности эмоционального развития ребенка с ДЦП в дошкольном возрасте с ДЦП будет эффективным, если систему психокоррекционной работы . фобического синдрома, но и психологическую характеристику страхов и.

Тяжелые психические расстройства психотического уровня. Мыслительные процессы часто замедлены, умственная работоспособность снижена. При неврозоподобных расстройствах, как и при церебрастени- ческих, у больных ДЦП также отсутствуют грубые отклонения в психической деятельности. В большинстве случаев они не возникают у ребенка изолированно, а протекают на фоне разных по степени выраженности церебрастенических явлений. На этом фоне часто у больных развивается повышенное внимание к функциям своего организма, сопровождающееся неверной трактовкой своих ощущений.

Нередки разнообразные истериоформ- ные нарушения, возникающие чаще у девочек. Иногда обнаруживается склонность к обморокам. Распространены у больных ДЦП и т. Причем чаще они возникают у психически сохранных детей в старшем возрасте. Ко второй группе психопатологических проявлений ДЦП могут быть отнесены следующие 5 вариантов, по-разному выраженные в разные возрастные периоды: Этот синдром обычно диагностируется у детей первых 2- х лет жизни.

Для таких детей характерна боязнь всего нового, любых перемен в окружающей их обстановке, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, разного рода речевые нарушения. Поведение таких детей однообразно. Они могут часами совершать одни и те же стереотипные действия, лишь отдаленно напоминающие игровые:

Категория поиска

Они позволяют адаптироваться в сложной ситуации, но эта адаптация нерациональна. Невроз — это уже заболевание, имеющее все характерные признаки болезни: У больных с церебральными параличами неврозы нередко приобретают хроническое течение и длятся годами.

У больных ДЦП синдром раннего детского аутизма в чистом виде встречается редко. . У третьего — выраженный тревожно-фобический синдром мог.

Спастическая тетраплегия Спастическая тетраплегия представляет собой тяжелую форму детского церебрального паралича, в основе которой лежит повреждение структур головного мозга в период беременности и родов вследствие кислородного голодания. В головном мозгу наблюдается процесс частичного отмирания нейронов и, образно выражаясь, разжижение нормальной структуры нервной ткани. Половина детей, страдающих этой формой детского церебрального паралича, имеет сочетанную патологию как правило, эпилепсию.

Вовлечение в процесс большого количества структур головного мозга приводит к развитию псевдобульбарного синдрома, который выражается в нарушении процессов глотания, говорения, звукообразования и т. В данный симптомокомплекс входят явления насильственного плача или смеха, которые могут развиваться в ответ на любые действия например, прикосновение ложкой к зубам и др. Спастическая тетраплегия проявляется парезом мышц рук и ног, нарушением зрения, речи, внимания, умственного развития.

Из-за сильного пареза мышц рук и ног часто происходит образование своего рода стяжек, которые ведут к деформации нормального положения тела, верхних и нижних конечностей. Повреждение структур головного мозга часто затрагивает черепные нервы, что влечет за собой косоглазие, атрофию зрительного нерва с развитием слепоты и нарушение слуха. Задержка умственного развития и нормальных мышечных рефлексов влечет развитие микроцефалии маленький размер черепной коробки.

Поскольку нарушения при данной форме детского церебрального паралича очень тяжелые, человек практически не способен овладеть элементарными навыками самообслуживания. Данную форму ДЦП часто называют по имени впервые описавшего ее английского врача, болезнью Литтля. Характерно большее поражение мышц нижних конечностей, по сравнению с руками и лицом, причем в процесс вовлечены обе ноги.

Реабилитация

Симптомы детского церебрального паралича Симптомы ДЦП можно разделить на две группы: Основные симптомы детского церебрального паралича — это следствия прямого поражения центральной нервной системы, которые и приводят к различным нарушениям координации движений и моторной функции конечностей. Важно понимать, что само заболевание не относится к прогрессирующим, но степень проявления симптомов может изменяться со временем.

К сопутствующим симптомам ДЦП относят его неврологические проявления, которые не имеют отношения к двигательной сфере организма. Это психические и интеллектуальные нарушения, эпилепсия и другие судорожные расстройства, разнообразные нарушения речи, зрения и слуха.

Особенности нарушенного развития личности при ДЦП .. Проведение психокоррекционной работы с родителями. Данные принципы .. Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих де-.

Клиническая классификация профессора К. Семеновой включает следующие формы ДЦП: Ранними проявлениями ДЦП являются: Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка первого года [1]: Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития: Корректирующие коэффициенты при недоношенности: Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных выпрямляющих рефлексов, совершенствованием реакций равновесия [5, 6].

Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции в 2 месяца у доношенных детей, в 3—4 месяца — у недоношенных безусловных рефлексов — ладонно-ротового, хоботкового, Моро, рефлекса опоры и автоматической походки, позотонических реакций лабиринтного, а также шейных тонических — асимметричного и симметричного — рефлексов.

Детский церебральный паралич

Направления коррекционной работы с невротическими отклонениями при ДЦП Статья написана как увеселительный рассказик. Между тем тема серьезная затронута. Основные направления работы с ребенком описаны верно. Но нельзя забывать и про родителей, и про работу с родителями. Понимаете, у родителей нет выходных, особенно с таким ребенком. А нужно ребенка именно развивать.

психокоррекционной работе с детьми с ЦП и ДЦП лет . .. Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей.

Недостаток зрительной, слуховой и вестибулярной афферентации приводит к нарушению контроля за движениями. Оценка состояния больного должна обязательно включать суммарную выраенность функциональных расстройств: При спастических формах ДЦП выделяют несколько типов синдромов нарушения движения, приводящих к формированию деформаций в суставах и позвоночнике, что важно учитывать при проведении реабилитационных и корректирующих видов лечения: Трицепс-синдром или динамичный эквинус.

При развитии эквинуса формируется ходьба на носках, коленный сустав находится в состоянии сгибания. Трицепс-синдром формируется при участии шейного симметричного тонического рефлекса. Наиболее часто он встречается при повышении тонуса в . Повышен тонус в икроножной и камбаловидной мышцах, возможно участие подошвенных мышц. Подошвенное сгибание стопы происходит при участии .

Панические атаки

Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как победить страх, нажми здесь!